rubeen
rubeen

Профилактика игровой зависимости

Современную жизнь невозможно представить без компьютера, мобильного телефона, планшета и других, информационных гаджетов – они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Научно-технический прогресс позволил значительно облегчить жизнь, но при этом способствовал появлению новых проблем, среди которых – компьютерная, игровая и интернет-зависимость.

Игровая зависимость – это форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Сопровождается большим количеством поведенческих проблем и, в общем, заключается в неспособности ребенка вовремя выйти из игры, а также в постоянном присутствии желания вернутся в игру.

Игромания приравнивается к алкогольной и наркологической зависимостям.

Проводимые исследования на тему игровой зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в игре происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Ребенок начинает жить виртуальным миром, теряет способность обучаться и самостоятельно мыслить.

В июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в 11-й перечень международной классификации болезней.

Выделяют следующие признаки игровой зависимости у детей:

  1. Ребенок теряет интерес к другим занятиям;
  2. Все свободное время стремится провести за игрой;
  3. Общение происходит через компьютерные игры;
  4. Утрата прежних отношений с родителями;
  5. Игнорирует общение со сверстниками, общение становится формальным;
  6. Появляется обман, для того чтобы получить желаемое и скрыть время проведенное за компьютером или телефоном;
  7. Избегание доверительных разговоров.

В случаи обнаружения нескольких признаков у вашего ребенка, необходимо принять меры как можно скорее.

Правила для родителей:

  • Контроль времени проведенного за гаджетом.

Рекомендуемое время, с учетом познавательно-образовательной цели:

  • Детям 5-7 лет от 15 минут до получаса в день;
  • Детям 7-12 лет – не превышая часа в сутки;
  • Подросткам 12-16 лет – около 2-х часов в день.

Не поддаваться на слезы, жалобы и уговоры. Реагировать нужно спокойно, терпеливо объяснять, отвлекать на другие занятия. Ни в коем случае не кричать, это вызовет больше негативных эмоций связанных с родителями, а желание играть будет еще сильнее, так как в игре ребенок получает положительные эмоции.

  • Хвалить и поддерживать.

Постоянное поощрение в виде похвалы и есть волшебный ключ в мир наших детей. Хвалить ребенка необходимо за любое действие - вымытая посуда, убранные игрушки, правильно и вовремя выполненное домашнее задание, хорошее поведение во время игры с другими детьми и др.

Смысл компьютерной игры в том, что бы получить как можно больше поощрений, и пройти на новый уровень, собрав как можно больше положительных бонусов. Именно то, что дети не получают от родителей они находят  играя в гаджеты. Компьютер не устает хвалить ребенка, подчеркивает его способности, и даже позитивно реагирует на проигрыши, подбадривая ребенка. Родители же, наоборот, при неудаче ребенка раздражаются, кричат, лишают чего либо.

  • Дети копируют поведение своих родителей.

Не нарушать правила, которые установили для ребенка. Проанализируйте, сколько вы сами проводите времени за компьютером или телефоном, с чего начинается ваш день. Конечно, у взрослых есть на то объяснения, а вот детские аргументы взрослые воспринимают как пустяки и глупости. Так вот начать нужно с себя, ваше освобождение – лучший способ профилактики игровой зависимости у ребенка.

  • Контроль занятости ребенка.

Ребенка необходимо привлекать к любым видам деятельности, приобщать к домашним обязанностям, организовывать досуг. Составьте список дел, которыми можно заниматься в свободное время, и обязательно включить в список совместные с родителями занятия.  

Это все поможет минимизировать желание ребенка играть в компьютерные игры.

Если самостоятельно родители не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

Используемые источники:

  1. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007. [Электронный ресурс] - http://ccenter.68edu.ru/metodrazrab/tezisi5.pdf

Психолог Васильева К. М.