rubeen
rubeen

План работы комиссии по противодействию коррупции на 2023 год

№п/п

Наименование мероприятий

Дата проведения

Исполнители

1.

Об изменении законодательства о коррупции, и приведение в соответствии  работы комиссии по противодействию коррупции и форм документов в соответствии с действующим законодательством.

  Март  2023

Юрисконсульт
Лукошенко Н.Е.

 

1

О состоянии финансово-хозяйственной деятельности и использовании бюджетных средств в 2022г, меры по предупреждению потерь товарно- материальных ценностей.

Март 2023г

Гл.бухгалтер  Бабук И.Ю

 

О соблюдении законодательства при сдаче в аренду государственного имущества

Май 2023

Юрисконсульт Лукошенко Н.Е.

2.

О состоянии трудовой и исполнительской дисциплины, работа со служебной информацией, персональными данными сотрудников.

Май 2023г.

Ст. инспектор по кадрам Дружинина М.В.

4.

Внебюджетная деятельность, оказание платных медицинских услуг

 Сентябрь 2023г

Экономист Чункевич Л.Г.

5.

О соблюдении законодательства при осуществлении государственных закупок в УЗ ОДЦМР «Пуховичи, о порядке работы по планированию закупок на 2024 год и своевременного предоставления заданий на закупку для  размещения плана государственных закупок

 Сентябрь 2023г

Специалист по организации закупок.  Вергейчик И.М.

6.

Об утверждении плана работы комиссии по противодействию коррупции на 2023г. и избрании секретаря комиссии.

Декабрь
2023 г

Члены комиссии по противодействию коррупции

7.

Об итогах работы комиссии по противодействию коррупции в УЗ ОДЦМР « Пуховичи» за 2022г

Декабрь 2023г

Председатель комиссии по противодействию коррупции

8.

Обобщение и анализ поступающей, в том числе, из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства в сфере здравоохранения. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции.

Рассматривать информацию на заседаниях комиссии (по мере ее поступления)

Комиссия, руководители структурных подразделений

ПАМЯТКА об ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений при выполнении ими должностных обязанностей

Настоящая памятка разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" от 15.07.2015 (с последующими изменениями и дополнениями, далее по тексту - Закон), иными законодательными актами Республики Беларусь.

Коррупция представляет собой серьезную угрозу демократии и правам человека, подрывает господство правовых институтов и моральные устои общества, нарушает принцип равенства и социальной справедливости, дестабилизирует государственное управление и экономическое развитие.

На сегодняшний день в Республике Беларусь создана и функционирует система мер, направленных на противодействие, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию. Вопросам борьбы с данным злом уделяется большое внимание со стороны Президента и Правительства Республики Беларусь. Однако противодействие коррупции во всех сферах жизни государства только запретительными мерами и силами правоохранительных органов не позволит достичь желаемых результатов. Необходимо более активное привлечение общественности к сотрудничеству по вопросам выявления и противодействия коррупции, а также формирования нетерпимости к ее проявлениям.

Раздел I

Понятие коррупции и субъекты коррупционных преступлений

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать [лат. corrumpere] - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Официальное толкование коррупции, согласно статье 1 Закона, следующее.

Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Согласно статье 3 Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

  • государственные должностные лица;
  • лица, приравненные к государственным должностным лицам;
  • иностранные должностные лица;
  • лица, осуществляющие подкуп государственных должностных лиц или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

К государственным должностным лицам относятся, в частности, государственные служащие, а также лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, относятся в том числе:

лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно­распорядительных, административно-хозяйственных функций, за исключением

государственных должностных лиц;

лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия.

Определение термина «должностное лицо» также дано в статье 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее по тексту - УК) и статье 1.3. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее по тексту - КоАП).

В государственных организациях к категории государственных должностных лиц по признаку выполнения организационно-распорядительных обязанностей, как правило, относятся руководитель организации и его заместители, руководители структурных подразделений (начальники отделов, заведующие секциями и т.п.) и их заместители, руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры и иные), т. е. лица, которые руководят работой подчиненных им сотрудников.

Выполнение административно-хозяйственных обязанностей заключается в полномочиях по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.

К должностям, предусматривающим выполнение в государственных организациях административно-хозяйственных обязанностей, как правило, следует относить должности главных (старших) бухгалтеров и их заместителей, ведомственных ревизоров и контролеров, заведующих складами и т.п.

Наличие подчиненных при осуществлении названных функций не обязательно.

Работники, наделенные указанными выше полномочиями, относятся к категории государственных должностных лиц.

Лица, уполномоченные на совершение юридически значимых действий, - это лица, уполномоченные принимать решения или выдавать документы, прямо и непосредственно влекущие установление, изменение или прекращение прав и обязанностей физических или юридических лиц. Например, к ним можно отнести юрисконсультов, специалистов.

Таким образом, работники предприятия, деятельность которых связана с вышеуказанными функциями, потенциально являются субъектами коррупционных правонарушений.

Раздел II.

Виды коррупционных преступлений и ответственность за их совершение.

В статье 25 Закона содержится описание правонарушений, создающих условия для коррупции, в статье 37 Закона - описание коррупционных правонарушений.

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, в соответствии со статьей 25 Закона являются:

  1. вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность других государственных органов и иных организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте
  2. оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении
  3. использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью
  4. участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации
  5. использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей
  6. отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации
  7. требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства
  8. нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию
  9. создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов
  10. делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами
  11. нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства Республики Беларусь порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок.
  12. требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства Республики Беларусь.

Согласно статье 37 Закона коррупционными правонарушениями являются:

  1. вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.
  2. принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда.
  3. предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.
  4. действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц.
  5. незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой статьи 37 Закона.
  6. принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получение другой выгоды для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей.
  7. осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
  8. передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
  9. использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для выполнения государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.
  10. использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.
  11. мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями.

Совершение и тех и других правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Дисциплинарная ответственность.

Пунктами 5 и 5-1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту - ТК), предусмотрены основания для прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников при определенных условиях. В частности:

  • неподписание работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о борьбе с коррупцией;
  • нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.

Справочно.

На пункт 5 статьи 47 ТК с 24.01.2016 можно ссылаться только в случае неподписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией.

Нарушение работником такого письменного обязательства с указанной даты является основанием увольнения по пункту 5-1 статьи 47 ТК. Кроме того, этот же пункт применяется в случае совершения (работником, являющимся государственным должностным лицом) правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.

Административная и уголовная ответственность.

Хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, признается мелким хищением и подлежит административной ответственности (примечание к статье 10.5 КоАП).

Уголовная ответственность наступает в случае хищения имущества юридического лица в сумме, превышающей десятикратный размер базовой величины, установленный на день совершения деяния (пункт 4 примечания к главе 24 УК).

С учетом содержащихся в Законе «О борьбе с коррупцией» признаков к коррупционным преступлениям можно отнести следующие:

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК) представляет собой завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное в крупном размере*, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере*, наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере*или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Под санкции статьи 424 УК подпадают как прямые присвоения государственного имущества (денежных средств), так и использование государственного имущества и труда подчинённых работников в личных целях.

Бездействие должностного лица (статья 425 УК) представляет собой умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере* или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Бездействие должностного лица, занимающего ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Превышение власти или служебных полномочий (статья 426 УК) - умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере*или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшее тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Служебным подлогом (статья 427 УК) признается внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.

Служебный подлог, совершенный с целью искажения данных государственной статистической отчетности, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки (статья 430 УК) - принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере наказывается лишением свободы на срок от шести до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Получение взятки, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Дача взятки (статья 431 УК) наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Дача взятки повторно, либо за заведомо незаконное действие (бездействие), либо в крупном размере наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

При этом лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Посредничество во взяточничестве (статья 432 УК) представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя и наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 УК, либо при получении взятки в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

При этом виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Принятие незаконного вознаграждения (статья 433 УК) представляет собой принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством оплаты труда и наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Принятие незаконного вознаграждения, совершенное повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Принятие незаконного вознаграждения, совершенное в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

По статистике уголовных дел, наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество, служебный подлог, а также злоупотребление властью или служебными полномочиями и превышение власти или служебных полномочий.

Раздел III.

Порядок определения размера вреда, причиненного работником предприятию, и порядок его возмещения.

В соответствии с пунктом 3 примечания к главе 24 УК:

  • значительным размером (ущербом в значительном размере) признается размер (ущерб) на сумму в сорок и более раз, превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления;
  • крупным размером (ущербом в крупном размере) - в двести пятьдесят и более раз, превышающий размер базовой величины;
  • особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) - в тысячу и более раз, превышающую размер базовой величины.

Определение вреда и вредных последствий.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 размер ущерба, причиненного работником предприятию, определяется в соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 № 39/69 (далее про тексту - Инструкция).

Согласно Инструкции:

Вред, причиненный государственному имуществу, выражается в фактической стоимости похищенного, поврежденного (испорченного), недостающего, уничтоженного имущества (далее - утраченное имущество), либо в сумме, составляющей разницу между стоимостью государственного имущества до и после его повреждения, либо в стоимости восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.) поврежденной вещи в пределах возмещения реального вреда.

Контролирующие органы рассчитывают вред при выявлении в ходе проверок следующих фактов:

  • хищения, повреждения (порчи), недостачи, умышленного уничтожения и утраты государственного имущества;
  • незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки;
  • отчуждения государственного имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с законодательством.

В случае хищения, повреждения (порчи), недостачи, умышленного уничтожения , утраты либо отчуждения государственного имущества предусмотрено возмещение вреда с учетом инфляции (пункт 9 Инструкции № 39/69)

В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств (статья 366 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

Размер процентов рассчитывается с даты начала незаконного пользования денежными средствами по дату обнаружения вреда с использованием ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату обнаружения вреда. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан выполнить следующие действия:

  • провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения (административное расследование): устанавливается, действительно ли имело место причинение работником материального ущерба, время, место, обстоятельства, при которых был причинен ущерб; выясняются цели и мотивы причинения материального ущерба; устанавливается наличие вины в действиях либо бездействии конкретных работников и степень вины каждого в случае причинения материального ущерба несколькими работниками; выясняются обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного работника; выясняются личные и деловые качества работника, его предшествующее поведение; выясняются причины и условия, которые способствовали причинению материального ущерба; определяется размер ущерба, причиненного работником и др. вопросы;
  • истребовать от работника объяснения в письменной форме для установления причины возникновения ущерба;
  • ознакомить работника с материалами проверки.

В целях проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Возмещение ущерба.

В рамках трудовых правоотношений законодательством предусмотрена возможность возмещения ущерба, причиненного работодателю, несколькими способами. Это может быть:

  • добровольное возмещение ущерба самим работником (часть 1 статьи 401 ТК, часть 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2). Также, с согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное (часть 2 статьи 401 ТК).
  • возмещение ущерба по распоряжению (приказу) работодателя (части 1 - 3 статьи 408 ТК);
  • возмещение ущерба в судебном порядке.

Судебный порядок применяется в следующих случаях:

  • наниматель пропустил двухнедельный срок для издания распоряжения об удержании; если работник не согласен с размером ущерба и (или) возмещение не может быть произведено по распоряжению нанимателя и в других случаях, предусмотренных законодательством; если работник уже уволен и не хочет добровольно возместить причиненный ущерб.

Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного работником, устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба, т.е. со дня, когда нанимателю стало известно о наличии вреда, причиненного работником (статья 242 ТК). Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, считается день подписания соответствующего акта или заключения.

Привлечение к материальной ответственности и возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб предприятию.

Раздел IV.

Предупреждение коррупции

Статьей 27 ТК установлено ограничение совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Государственное должностное лицо и лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, подписывают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17-20 Закона, в котором обязуется не:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц,
  • оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
  • быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно­территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
  • выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально- технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.

В соответствии с частью второй статьи 17 Закона государственные служащие, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, подписывают обязательство по соблюдению ограничения на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

При этом, в обязательстве лица, приравненного к государственному должностному лицу, целесообразно также предусмотреть соблюдение ограничений для супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, о запрете:

  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.

Неподписание обязательства влечет за собой отказ в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности по статье 47 ТК.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Статьей 11 Закона установлено, что "государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией".

В этой связи особенно важно поведение работника в определенных ситуациях. Так, например, в случае если сотруднику предлагают взятку, необходимо:

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как готовность или как категорический отказ принять взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
  • не брать инициативу в разговоре на себя, больше «работать на прием», позволить потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться» и сообщить Вам как можно больше информации;
  • при наличии диктофона постараться скрытно записать предложение о взятке;
  • по окончании разговора немедленно сообщить о данном факте Руководителю предприятия и в правоохранительные органы.

Раздел V

Устранение последствий коррупционных правонарушений

Специальная глава Закона посвящена устранению последствий коррупционных правонарушений (статьи 40-43). Прежде всего, это касается судьбы незаконно полученных материальных ценностей (денежных средств, имущества, стоимости полученных услуг).

В силу статьи 43 Закона: "Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Порядок сдачи, учета, хранения, оценки и реализации такого имущества определяется Советом Министров Республики Беларусь.

При невозможности сдачи имущества по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить в республиканский бюджет стоимость работ, услуг, которыми оно незаконно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства.

Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество в финансовый орган по месту своего жительства в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно, либо в течение указанного срока возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, которыми незаконно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном актами законодательства. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства и поступившие на банковский счет супруга (супруги) государственного должностного или приравненного к нему лица, близких родственников или свойственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость работ, услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость работ, услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость работ, услуг, полученных с нарушением этого порядка, - перечислению в республиканский бюджет».

Из смысла Закона следует, что под принятием подарков понимается их фактическое получение и обращение в свою собственность, о чем может свидетельствовать реализация полномочий собственника в отношении подарка (пользование имуществом или услугой по их прямому назначению в личных целях, размещение подарка по месту своего жительства, отчуждение подарка и т.п.).

Однако, из анализа судебной практики установлены случаи возможного вручения подарков: «...по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки» (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.06.2003 № 6).

В Законе о борьбе с коррупцией законодатель не ограничил ни стоимость сувениров, которые вправе принимать государственные должностные лица на протокольных и иных официальных мероприятиях, ни их максимальное количество.

Однако следует учитывать, что Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" (подпункт 1.8. пункта 1 статьи 22) предусмотрено, что в случае вручения государственному служащему на протокольном или ином официальном мероприятии нескольких сувениров государственный служащий может принять (обратить в свою собственность) сувениры совокупной стоимостью не более пяти базовых величин.

Одной из достаточно значимых мер по устранению последствий коррупционных правонарушений является предусмотренная Законом (статья 41) возможность отмены решений, принятых вследствие подкупа либо в результате совершения правонарушений, создающих для него условия. При этом решения могут быть отменены:

государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие; вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом; судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.

Настоящая Памятка разработана для целей профилактики коррупционных правонарушений и практического применения в работе руководителями и специалистами предприятия.

Сексологическая помощь